понедельник, 19 августа 2013
Традиционный арабский костюм состоит из четырех основных частей: шаровары, рубашка, верхняя одежда и головной убор. Это минимальное количество слоев одежды сохраняется в арабской культуре начиная с 500 г. до н.э. и заканчивая днем сегодняшним. Естественно, количество слоев одежды может отличаться, да и сами эти предметы весьма разнообразны. Тем не менее, тем, кто играет в Дамаске, нужно собрать вот этот необходимый минимум.
читать дальшеВ далеком прошлом единственным различием между мужской и женской одеждой было то, что после рождения ребенка ворот нательной рубахи у женщины приспосабливали для кормления грудью. В XII веке в нарядах мужчин и женщин появились свои особенности: «Если мужчина, то ношение платья со швом для него непристойно, если женщина, то следует носить платье со швом, как женщина», — читаем в манускрипте Бурханеддина Али Маргеани. (Шов на рубахе спереди как раз и позволяет сделать более глубокий вырез на время кормления грудью). К 13 в. различий стало еще больше.
В описываемое время большая часть населения, независимо от социального положения, носила костюм примерно одного и того же покроя, который отличался лишь стоимостью и качеством ткани. Разнообразие придавали только украшения у женщин и дорогое оружие у мужчин.
Мужчины
Мужчина на Востоке ходит в многослойной одежде. Считается, что ходить в одном слое одежды, скажем, только в рубахе – неприлично, в таком виде, например, нельзя молиться. Абу-Хурайра в одном из хадисов приводит такой пример: «Однажды мужчина спросил у Пророка, можно ли молиться в одном одеянии. Пророк ответил: «Да имеет каждый из вас по две одежды. Если Аллах делает вас богаче, вы должны одеваться должным образом во время молитвы». Можно ведь надеть плащ, накидку, кафтан. В любом случае, одежда должна состоять как минимум из штанов и рубахи.
1
Самая нижняя, тонкая рубашка называется хилла (Ghilala). Используется и мужчинами, и женщинами. Иногда описывается как очень легкий и прозрачный предмет нательного белья. Мужчины прямо поверх нее могли одевать Mitraf – накидку, сделанную из шелка и богато вышитую по краям. Она была такой большой, что окутывала тело владельца целиком.
За хилла следует камиз (Qamis) - длинная туникообразная рубаха с круглым неглубоким вырезом. Повторимся, что мужской камиз не должен иметь шва спереди, ибо это не пристало мужчине.
Tubban – это нательная одежда, трусы до колена, которые носят на голое тело под другими предметами одежды. Используются и мужчинами, и женщинами.
Верхние штаны – шаровары - также имеют универсальный крой: широкие штанины сужались книзу, иногда имели завязки на щиколотках. На талии они держались на шнуре, продёрнутом в подогнутый и прошитый край. И эмиры, и простые крестьяне одевались в ширваль (Sirwal) — простые и удобные штаны со складками, ниспадающими с талии. Как правило, чёрные штаны подпоясывались красным кушаком, обёрнутым вокруг талии несколько раз. Красный цвет пояса вообще считался отличительной чертой человека дамасского происхождения.
Поверх камиза может надеваться каба (Quaba) – нарядный кафтан, который носили представители знати и богатых слоев населения.
При выходе из дома надевают джуббу (djubbeh), или binisch, - верхняя одежда из сукна, с широкими рукавами, без среднего шва, но с боковыми разрезами и невысоким воротником-стойкой, застегивающимся вверху на одну пуговицу. Джубба на подкладке – это мубаттан.
Вместо джуббы могла быть дурра (Durra'a) – свободная верхняя одежда с рукавами и разрезом спереди. Дурра часто делается из шерсти, иногда из парчи.
Фараджия – это верхнее просторное платье с широкими рукавами. Обычно одежда почтенных и высокопоставленных лиц.
Рида (Rida') – это плащ, который носят на плечах, прикрывая рубашку. Может также использоваться для прикрытия головы или для того, чтобы закрыть лицо. Шерстяной плащ, который носили и мужчины, и женщины, назывался киса (Kisa). Им пользовались в холодную погоду.